Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. (Мф. 12, 33)"Эти слова из сегодняшнего литургического чтения Евангелия как раз повод вернуться к
недавнему посту в ЖЖ отца Агафангела, нашедшего одобрительные отзывы в том числе и от людей, которых я считаю близкими мне по духу. Поэтому тут же потянуло ответить, но решил выдержать паузу, чтобы не наговорить чего-нибудь сгоряча. Ведь я прекрасно понимаю, что настроение бывает разное, все мы люди, мне тоже очень хочется “позитива”, а потому порой видишь его там, где хочется, а не там, где он есть.
Но все-таки настораживает, что настроение это не совсем мимолетное, раз нашло такой одобрительный отклик.
Главный мотив сообщения о. Агафангела можно свести с известной мудрости: “если долго сидеть на берегу речки, то непременно мимо тебя проплывет труп врага”... То есть если не бузить и спокойно ждать, то все, чего мы хотим, придет само собой... Через “*****цать лет”.
Это “*****цать” вообще блестящая находка, достойная премии синодального информационного отдел. Оно как бы и не рано и не поздно... В обозримом будущем, но то ли при нашей еще жизни, то ли уже после... По крайней мере, не завтра, не через пять, не через десять лет, когда еще будут помнить обещанное и могут спросить. Как минимум двадцать.
А там уже новое поколение, и ему уже можно заново обещать очередные *****дцать лет. Это напомнило мне, как на епархиальном совете, вердиктом которого мне запретили публицистическую деятельность, один из “маститых” потоиереев
( Read more... )Вот и у нас так: прошли уже первые двадцать лет и даже больше в церкви. А мы все зудим: был же такой пресс, не так легко от него освободиться, нужно время... Не спорю, время нужно... Но, как известно из физики, пройденый путь определяется не только временем, но и скоростью движения. Если она не равно нулю, то хоть какой-то путь должен был бы пройден. А если мы за двадцать лет не сдвинулись с начальной точки, а то и откатились назад, то как нам надеяться на дальнейшие двадцать и далее *****цать лет? С какой стати?
Где хотя бы проблеск какой-то тенденции, чтобы можно было надеяться, что она при дальнейшем ускорении, при все большем освобождении от пресса приведет к желанным реформам, к желанному обновлению, простите за нехорошее слово, церковной жизни?
Если мы будем, - возвращаясь к аналогии с Абхазией, - лениво двигать нарды на солнецепеке и растаскивать все, что еще осталось, то каким образом и чьими руками будет расчищен весь хлам, построены дома, устроены дороги и т. д.? За эти двадцать лет “церковного возрождения” что было сделано, кроме усиленного расширения сети обслуживания религиозных потребностей?
Возмем хотя ы самый простой аспект - богослужебный. Самый простой, потому что не связан напрямую ни с какими комерческими или властными интересами, это не общину возрождать, отношения внутрицерковные менять, как-то все более-менее наглядно. Достаточно лишь
( Read more... ) Гора родила мышь. Если вообще что-то родила, учитывая что подобные “реформы” ну не вносят ни малейшего вклада в пользу лучшего осмысления службы, даже в масштабах мыши.
А можно было бы, например, даже “ничего не привнося нового”, просто, допустим,
официально разрешить иерею вслух читать “тайные молитвы”,
и без заглушения хором, что наблюдается сейчас даже если батюшка и рискует их читать. Сколько бы это дало для разумения прихожанами смысла Евхаристии и осознанного в ней участия. Напротив,
если большая часть прихожан не только не слышит и не знает содержания этих молитв, но даже не подозревает об их существовании, то можно ли вообще говорить об их участии в Евхаристии?( Read more... )Из всего упомянутого можно ожидать разве что только "
женские брюки в храме". Я даже удивляюсь, что это еще как-то тормозится. Ведь при существующей тенденции логично ожидать устранение всех лишних препонов на пути к свечному киоску. А то, что кто-то еще может пожертвовать дополнительным доходом ради своих каких-никаких, но принципов,
( Read more... )