tapirr: (Default)
[personal profile] tapirr

Академик СахаровПомню, как тогда объявили о смерти А.Д., и я пришёл в училище в чёрном костюме. "Национал-патриот" Миша ухмылялся и говорил: "Ты что, в трауре?"

Потом я ходил прощаться. Очередь ко гробу академика растянулась на много кварталов. Сотни тысяч человек стояли несколько часов на улице. Был мороз, и на следующий день я почувствовал, что простудился.
it

Священник Георгий Чистяков

Памяти А. Д. Сахарова

из книги "В поисках вечного града"

«В этой церкви не только Пушкин венчался с Натальей Николаев­ной. Там венчались и мои папа и мама. А маленьким мальчиком меня во­дили сюда причащаться», - эти слова произнёс Андрей Дмитриевич Саха­ров в разговоре со своим старым приятелем и однокурсником по универ­ситету М. Л. Левиным, показав ему из окна машины на храм Большого Вознесения у Никитских ворот в Москве.

Это было за несколько дней до его смерти - 8 декабря 1989 года, в день похорон С. В. Каллистратовой, «адвоката, много лет защищавшего всех несправедливо преследуемых». Удивительно, но меньше чем за не­делю до смерти, «на пороге как бы иного бытия» Сахаров, уже совсем прозрачный и словно заживо теряющий свою плоть, вспомнил о том, как в детстве он ходил в церковь и причащался. Причём было это во время бе­седы не, к примеру, с о. Сергием Желудковым (с которым он был знаком) — по принципу cum nauta de ventis, то есть «с моряком о ветрах», как го­ворили римляне, а с ироничнейшим агностиком Михаилом Львовичем. Вот почему это замечание кажется особенно серьёзным.

Софью Васильевну отпевали в церкви Ильи Обыденного на Осто­женке. На отпевании, во время которого поминался и Анатолий Марчен­ко (см. здесь и здесь), умерший ровно за три года до того дня - 8 декабря 1986 года, был и Са­харов. «Как хорошо, - сказал он Левину, - это поминальное объединение Софьи Васильевны и Толи!.. Оба они... "за други своя"». Андрей Дмит­риевич процитировал Евангелие от Иоанна (15. 13):

«Больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя».

Ровно через не­делю, когда Сахарова заочно отпевали в Елоховском соборе (это было за день до похорон, в четыре часа дня), сотни собравшихся там людей, разу­меется, ничего не зная об этой фразе, вспоминали именно этот евангельский стих.

Сахаров
Иллюстрация: А.Сахаров в детстве

Об отпевании Софьи Васильевны рассказывает и другой однокурс­ник Сахарова, Акива Моисеевич Яглом, который тоже был в этот день в церкви: «Андрей сказал, что в первый раз присутствует на полном цер­ковном отпевании и этот обряд ему нравится (икак-то это по-человече­ски"), затем он вспомнил похороны моего брата, где сын брата вместе со своими друзьями читали над гробом еврейские молитвы. Андрей был в этот раз даже для себя удивительно мягким и тёплым». В те дни многие спорили — имея в виду, что обычно Сахаров в церковь не ходил и о своей вере никогда не говорил, — уместно ли было это очень неофициальное, но всё же отпевание в кафедральном соборе. Теперь, прочитав воспоми­нания Левина и Яглома, я понимаю, что оно было не только уместно, но и необходимо, ибо явилось как бы логическим завершением разговора, о котором пишет Левин в своём очерке «Прогулки с Пушкиным», и тех пе­реживаний Андрея Дмитриевича, на которые обратил внимания Яглом. «Андрей был в этот раз даже для себя удивительно мягким и тёплым».

Слова «за други своя» во время отпевания не читаются. Это значит, что Сахаров просто вспомнил их тогда на паперти Ильинского храма. А что касается той любви, больше которой нет ничего на свете, то сам он был действительно переполнен ею. В самом деле, вряд ли в России конца XX века был человек смелее и мужественнее, чем этот болезненный и хи­лый, абсолютно невооружённый интеллигент. Один из младших коллег Сахарова, Борис Комберг, писал в своих воспоминаниях: «Люди безжало­стно относятся к своим пророкам. А пророки - на то они и пророки, чтобы понимать и жалеть людей, помогать им и указывать им путь, сжигая се­бя...». Жалеть можно по-разному. Можно как-то свысока и, главное, со стороны (такая жалость, возможно, и вправду унижает), но можно жалеть и по-другому - «сжигая себя», заболевая от боли за другого. Именно так жалел каждого Андрей Дмитриевич, у которого не было какого-то своего особого круга друзей и соратников: его другом сразу становился всякий, кто попадал в поле его зрения и нуждался в его участии.

Сахаров всегда кого-то защищал, всегда вставал на сторону слабого и при этом никогда не рассчитывал заранее, хватит у него на это сил или нет. Так, когда Горбачёв позвонил Андрею Дмитриевичу в Горький, что­бы сообщить, что ему разрешается вернуться в Москву, он тут же обра­тился к генсеку с требованием освободить всех до единого узников совес­ти. «Всех их нужно освободить», -твёрдо сказал Сахаров и затем напом­нил своему собеседнику о том, что на днях в чистопольской тюрьме погиб Анатолий Марченко.

Андрей Дмитриевич представляется мне христианином действия. Он никогда не отчаивался, никого не боялся и, непременно прислушива­ясь к мнению каждого, всегда слушался только своей совести. Пытаясь в эти дни, через 10 лет после его кончины, увидеть Сахарова глазами его друзей, не могу не вспомнить ещё об одном человеке - об Олеге Всеволо­довиче Кудрявцеве, с которым Андрей Дмитриевич вместе учился в школьные годы.

«Олег с его интересами, знаниями и всей своей личностью, - писал Сахаров в "Воспоминаниях", опубликованных в журнале "Октябрь", -сильно влиял на меня, внёс большую "гуманитарность" в моё миропони­мание, открыл целые отрасли знания и искусства, которые были мне неиз­вестны. И вообще он один из немногих, с кем я был близок. Мне очень горь­ко, что я мало общался с ним в последующие годы». Олег Кудрявцев стал историком, специалистом по античному миру, работал в журнале «Вест­ник Древней истории», где редактировал публиковавшиеся там переводы античных авторов с греческого и латыни, и умер очень рано - в 1955 году. Он был не только беспартийным, но и верующим и никогда не скрывал этого. И вообще не боялся говорить о советской системе всё, что он о ней думал. Тонкий, но, разумеется, никогда не публиковавшийся поэт, в сти­хах, посвященных памяти своего отца, похороненного в Москве на Вве­денском (иначе Немецком) кладбище, Олег писал:

Здесь сойтись из бесчисленных стран

И в единой ограде лежат

Лютеранин, сыны латинян,

Православный и с ним реформат.

Разве здесь не великий пример,

Что должны быть едины уста

У людей всех народов и вер,

Всех, кто следует слову Христа.

Сахаров прямо говорит о том, что был близок с автором этих строк. Это не случайно. Сахаров же всё время говорит и о том, как важно, чтобы люди понимали друг друга и видели главное, что их объединяет. Конечно, мировоззрение Андрея Дмитриевича не было конфессиональным, но Бог жил и действовал в нём каким-то особенным образом. «Модные сейчас рассуждения о глубокой религиозности позднего Пушкина Андрей не принимал всерьёз», - пишет М. Л. Левин. Поэтому говорить о «глубокой религиозности» Сахарова было бы и неверно и, главное, нецеломудренно. Однако как его друг, православный Олег Кудрявцев, так и Андрей Дмит­риевич, казалось бы, агностик, знал, что важнее всего «следовать слову» Того, Кто некогда сказал Своим ученикам: «Не бойтесь». Невооружённая смелость Сахарова для нашего столетия - это одно из главных проявле­ний той силы, что совершается в немощи, силы, в которой людям являет Себя Бог.

Date: 14 Dec 2007 20:36 (UTC)
From: [identity profile] revoltp.livejournal.com
Да глядя на его последние выступления я вспоминал пророков "трости надломленной не переломит..." Было в нем смирение. Наверное больше чем у Исаича.

Date: 14 Dec 2007 20:46 (UTC)
From: [identity profile] chijulia.livejournal.com
У Исаича слишком велика гордыня...
А Андрей Дмитриевич, это совсем другая история, не замутненная ни служением власти, ни исканием сюиминутной выгоды. Чистейшей души был человек... Вечная ему память.
(deleted comment)

Date: 14 Dec 2007 20:51 (UTC)
From: [identity profile] revoltp.livejournal.com
и Вы сожгли ГУЛАГ, и Круг, И Раковый...? А прах развеяли?
(deleted comment)

Date: 14 Dec 2007 21:12 (UTC)
From: [identity profile] revoltp.livejournal.com
Тогда Я Вам по секрету скажу: гарант еще не вошел в такую силу, чтобы его орден Солженицына погубил.
(deleted comment)

Date: 14 Dec 2007 21:17 (UTC)
From: [identity profile] revoltp.livejournal.com
Да я здесь про Лугового и даже про П. говорить не хочу. Ну их, ладно?

Date: 14 Dec 2007 20:58 (UTC)
From: [identity profile] chijulia.livejournal.com
И я об этом... Из рук Ельцина отказался принят, а из рук гэбиста, своего врага по определению, принял, даже выю непокорную склонил...

Date: 14 Dec 2007 21:15 (UTC)
From: [identity profile] tapirr.livejournal.com
Потому что БНЕ - типа "демократ", а Пу - типа "крепкая рука", государственник, т.е. свой для Солжа.

Date: 15 Dec 2007 10:11 (UTC)
From: [identity profile] chijulia.livejournal.com
Вот и ответ на все разночтения в этих двух личностях. Солженицын сам авторитарен до мозга костей, когда Андрей Дмитриевич ратовал совсем за другое, и никогда не примерял власть на себя, а А.И., чего греха таить, хотел бы примерить царственную тогу на себя, любимого... Только возраст ему уже не позволит это сделать, время геронтократов ушло вместе с политбюро.

Date: 15 Dec 2007 18:29 (UTC)
From: [identity profile] revoltp.livejournal.com
О чем Вы? Когда он пытался занять гос. пост.???

Date: 15 Dec 2007 23:21 (UTC)
From: [identity profile] chijulia.livejournal.com
Я не о посте, а вспомните его возвращение, помпезное, шумное, его проповеди по телевидению, когда он претендовал на звание мессии, я сама ждала его возвращения на Родину, но тот фарс во что превратилось сие действо, отвратило меня от него, да, я отдаю должное его книгам и его заслугам, но сколько их, переживших такую же жизнь, побывавших в лагерях, написавших об этом книги, но державшихся гораздо скромнее и не претендующие на глас истины в последней инстанции...
Вы знаете, мне гораздо ближе Амальрик и его "Доживет ли СССР до 1984 года?", нежели Солженицын...
И больше уважения и скорби вызывает Анатолий Марченко, погибший в мордовском лагере, ставший на путь правозащитника еще совсем мальчиком и умерший молодым.
Я говорю, что их было много, правозащитников, многих уже нет в живых, но никто из них не извлекал столько дивидентов, как А.И..

Date: 16 Dec 2007 19:10 (UTC)
From: [identity profile] revoltp.livejournal.com
Вы сказали "авторитарен". Авторитарным может быть лишь начальник. который может уволить, посдаить, побить.

Солженицын - куда скромнее Буковского. Буковский только Президентом согласен вернуться в Россию.

Каким образом Сроженицын "претендует быть гласом... в последней инстанции?". Впрочем, Вы забыли упомянуть среди его грехов Нобелевскую премию. Вот уж дивидент.

А лично меня радует его благополучие. Когда он был кщк бодр и находился в окружении бывших сов. пис. Я думал - какой он добрый пример. Они подличали, боялись всю жизнь. Он - нет. Они отказывались от своего таланта и правды ради житейской выгоды. И что же оказалось - даже чисто житейски - он куда бодрее и счастилвее их. Какой это прекрасный пример о пользе добра для здоровья!

Вам не нравится его уверенный голос. из-за этого Вы даже не замечаете, что в своих выступлениях на ТВ, он говорил на хорошем русском языке, что большая редкость и тогда и сейчас на ТВ.

Date: 16 Dec 2007 21:20 (UTC)
From: [identity profile] chijulia.livejournal.com
Почему же, замечала, и вижу, как все больше ТВ опускает планку правильного русского языка.
А то, что я не очень люблю Солженицына, это уже мое личное дело, как я поняла, для Вас он очень много значит, поэтому предлагаю разойтись миром, и каждому оставаться при своем мнении.

Date: 16 Dec 2007 21:26 (UTC)
From: [identity profile] revoltp.livejournal.com
Конечно, если бы Вы сказали, что не любите его, я бы не стал копаться. Но вот на слова "авторитарен" и т. п. - я уже не смог сдеражться.

Date: 16 Dec 2007 21:28 (UTC)
From: [identity profile] tapirr.livejournal.com
Так наша любовь к нему поуменьшилась именно тогда, когда стали очевидны такие качества, как авторитарность и т.д. (и вследствие этого)

Date: 18 Dec 2007 10:17 (UTC)
From: [identity profile] revoltp.livejournal.com
Ну какая авторитарность??? Я уже писал: авторитарным может быть только начальник.
Писатель может быть заносчив, высокомерен, дидактичен, нравоучителен, напыщен, может пижониться, хулиганить, выпендриваться и т.п. Но он не может быть авторитарен, пока не стал административным начальником.
Кстати, Солж. издал в 90-ые книгу Буковского. Точнее, насколько помню, книгу буковского о 90-ых.

Date: 14 Dec 2007 20:50 (UTC)
From: [identity profile] revoltp.livejournal.com
Не все так просто. Сахаров в отличие от Солженицына - куда как служил власти. Не на фронте артеллеристом. Атомную Бомбу сделал. Куда уж круче. Не вычеркнем и это из памяти.

Я не сужу Солженицына. Если я считаю, что у него "меньше смирения..." это не значит, что у него "велика гордыня".

Date: 14 Dec 2007 20:59 (UTC)
From: [identity profile] chijulia.livejournal.com
Это он не власти делал, а Родину вооружал, это разные вещи, да потом и всю жизнь казнил себя за это...

Date: 14 Dec 2007 21:02 (UTC)
From: [identity profile] revoltp.livejournal.com
Нет. Он считал, что поступал правильно. Что это - обеспечило мир. Может быть, он был прав. Не знаю. Но мне ближе Солженицын, герой которого делает все, чтобы у Сталина не было атомной бомбы (в круге первом).

Атомное оружие было личной собственностью Сталина. Затем - политбюро. А вовсе - не Родины.

А если Путин наградил С., что ж - случается и П. сделать что-то хорошее.

Date: 14 Dec 2007 21:26 (UTC)
From: [identity profile] chijulia.livejournal.com
А когда Ельцин наградил Солженицына, тот отказался от награды, а из рук гэбиста, своего врага по определению, принял, это как?
Да и нынешнее заигрывание с В.В., как то дурно пахнет, в общей струе прихлебателей.
Одним словом Сим Симыч...

Date: 14 Dec 2007 22:22 (UTC)
From: [identity profile] revoltp.livejournal.com
Каждый видит что хочет. Но немного великодушия и благодарности никому не помешает. Для меня одно не сопоставимо с дургим, да и не считаю я себя настолько умным, чтобы знать что А. И. ДОЛЖЕН делать, а что - нет.

Date: 15 Dec 2007 10:14 (UTC)
From: [identity profile] chijulia.livejournal.com
Это дело его совести.

Date: 15 Dec 2007 18:30 (UTC)
From: [identity profile] revoltp.livejournal.com
А ни я , ни Вы - не его духовники.
Впрочем, я Вас понимаю. Каждый ведь знает, что должен делать Папа Римский.
(deleted comment)

Date: 14 Dec 2007 21:13 (UTC)
From: [identity profile] revoltp.livejournal.com
Может нравится (хотя бомба - не наука, а техника). Но она сделана именно на службе государству. Жуткому государству. О чем и была речь.
(deleted comment)

Date: 14 Dec 2007 21:16 (UTC)
From: [identity profile] revoltp.livejournal.com
внутри. Потому что - секретна. Целиком принадлежит системе (ну и сделана по ее заказу).
Много дурного случилось с наукой в 20-ом веке.

Date: 14 Dec 2007 21:15 (UTC)
From: [identity profile] revoltp.livejournal.com
Кстати, мне доводилось с ним мальчиком играть в шахматы. Не рассказывал?

Date: 14 Dec 2007 21:31 (UTC)
From: [identity profile] tapirr.livejournal.com
Нет, расскажите. С Сахаровым?

Date: 14 Dec 2007 22:18 (UTC)
From: [identity profile] revoltp.livejournal.com
Да, с ним. немного неловко, но попробую.
Наша семья была с ним знакома, и мама как-то зашла со мной 8-летним в Москву. Она занялась с Е.Г. какими-то разговорами, а опекать мальчика "назначили" академика. Он предложил сыграть в шахматы. Он играл северный гамбит, я конечно, проиграл пару партий. Запомнилось, поразило (ради чего и веду рассказ), что он подробнейше объяснял мне ход игры, разбирал. Более подробно, чем мой отец. И абсолютно серьезно, на равных.
Вспоминаю: когда он был в Сыктывкаре в 1989 или 90-ом, местные говорили - "с нами никто никогда так уважительно не говорил" (причем он тактичнейше отвечал и на самые злые вопросы, без всяких обид или уловок.

Date: 14 Dec 2007 21:01 (UTC)
From: [identity profile] npocmo-mak.livejournal.com
спасибо

Date: 14 Dec 2007 21:12 (UTC)
From: [identity profile] tapirr.livejournal.com
и Вам

Date: 14 Dec 2007 22:45 (UTC)
From: [identity profile] marisa-t.livejournal.com
Спасибо, что напомнили.
Люблю его очень)))

Date: 15 Dec 2007 08:32 (UTC)

May 2025

M T W T F S S
   1234
56789 1011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated 26 Feb 2026 14:16
Powered by Dreamwidth Studios