В свое время советская пропаганда много потрудилась над образом «лесных братьев» - участников антисоветского Сопротивления, возникшего в Литве, Латвии и Эстонии в 1940 году. Пакт Молотова - Риббентропа выстроил линию судьбы Витаутаса ЖИТКУСА, ныне каунасского пенсионера, в такую последовательность: «крестьянин - боец Сопротивления - узник ГУЛАГа - вечный ссыльный - «транзитный житель» на своей Родине...» Интервью с ним - совершенно иной взгляд на события тех лет в Прибалтике. Причем, на что хотел бы обратить внимание: точка зрения этого немолодого человека, всей жизнью доказавшего верность идеалам своей молодости, опирается на очень прочную систему морально-этических ценностей. Хотя он и не скрывает, что на войне действовал, как на войне.
- Помните ли вы день советского вторжения в Литву в 1940 году? Было ли в обществе ощущение тревоги? Вообще, люди представляли себе, кто это придет?
- Мы не ощущали большой тревоги, потому что еще не знали, какие они будут - cоветские законы. Хотели жить лучше, чем жили. А потом, когда увидели, что они начали творить - арестовывать интеллигенцию, офицеров, крестьян, служащих, учителей, - мы поняли, что это не та власть, которая защищает интересы трудящихся. Поэтому когда советские войска возвращались в 1944 году, мы однозначно воспринимали их как оккупантов.
- А немцев?
- Тоже как оккупантов, но освободителей от красного ига. Мы немцам симпатизировали больше, т.к. они к нам пришли, уже ведя войну, но таких жестокостей, как советские, не творили.
- Как бы вы охарактеризовали установленный немцами порядок?
- Это была власть, которая уважала свои законы. Как тяжело им ни приходилось на Восточном фронте, они никогда не забирали у крестьян больше заранее установленного налога. Сдашь, что положено, - остальное твое. Советские забирали все до последнего.
далее http://vozrozdenie.livejournal.com/249344.html?style=mine