Илья Будрайтскис
18 Dec 2011 21:04![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

По ссылке
![[info]](https://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif?v=87.5)
Историк, публицист, активист политической организации "Российское социалистическое движение" Илья Будрайтскис в интервью Радио Свобода рассказал, как сохранить единство среди протестующих и почему протестному движению в России сегодня противопоказан радикализм
– Как объединить представителей разных политических движений, как сохранить единство внутри этого протеста?
– Сохранить единство вокруг тех пяти требований, которые были приняты на митинге 10 декабря.
Добиваться выполнения этих требований, не поддаваться на этот странный прием власти, мол, мы не слышали, о чем идет речь.
Подобный прием действительно дезориентирует.
Когда человек, который называет себя представителем Конституционного суда, пишет статью с размышлениями о Чацком, Фамусове и судьбе России, а президент говорит о том, что он "не согласен" с требованиями митинга, это похоже на бессмысленный разговор с душевнобольным.
Участники митинга не спрашивали мнения Медведева – они поймали его за руку на фальсификации выборов.
Представитель Конституционного суда должен говорить о грубом вмешательстве исполнительной власти в избирательный процесс, а не о наследии Грибоедова.
**
О националистах
Еще одно важное изменение ситуации заключается в том, что стало понятно, насколько тема так называемого "русского вопроса" была сознательно раздута в последние годы. Крайне правые со своими лозунгами выглядели агрессивными маргиналами на митинге 10-го. И не потому что большинство собравшихся были принципиальными интернационалистами, просто участники митинга понимали, что ксенофобские лозунги наносят вред протестному движению и уводят от главных его целей – изменить сложившуюся систему, а не пытаться напугать и без того запуганных иммигрантов в Москве.
**
– Что с КПРФ будет происходить?
– КПРФ – это партия исключительно важная для существующей системы. Я бы сказал не только для путинской системы, но и в целом для системы управляемой демократии. КПРФ в последние годы переживала перманентные чистки сверху, из нее старательно вымывали все самостоятельные элементы. Точно так же как в стране устанавливалась вертикаль власти Кремля, так в КПРФ устанавливалась вертикаль власти Зюганова. КПРФ теряла свой актив. Сегодня это партия, которая в Москве не способна выводить людей на массовые митинги, у них нет людей. Они выводят на улицу массовку за деньги. Это видно. В то время как десять лет назад они еще были способны обеспечить себе агитацию "от двери к двери". Они выигрывали за счет этого, а не за счет дорогой избирательной кампании, финансируемой продажами мест в своих списках.
Когда система начнет сыпаться, начнет сыпаться и КПРФ. Любая динамика является для них смертельно опасной, еще более опасной, чем для власти. Мне кажется, в ее нынешнем виде ей жить осталось недолго.
**
– Сегодня совсем, на мой взгляд, не слышно левых. Не связано ли это все-таки со страхом потрясений, которые могут ассоциироваться с левыми?
– Среди людей, которые симпатизируют либеральным идеям и относятся к аморфной среде "рассерженных горожан" огромное количество преподавателей, например, преподавателей РГГУ или МГУ, которые еле сводят концы с концами, получая по 16-17 тысяч рублей. Это кто, пролетарии с окраин? Нет, это просвещенные либералы. У них просто нет денег на еду. Мне кажется, большая ошибка думать, что протестная среда состоит из успешных представителей среднего класса. Это заблуждение связано с тем, что по традиции интеллигенция приравнивается к верхнему слою, в то время как опыт экономических реформ последних двух десятилетий опускала интеллигенцию на самое дно. Поэтому, естественно, что левая повестка – не в брутальном исполнении, но в смысле последовательной защиты социальных прав, уровня жизни, элементарного права на достойное вознаграждение своего труда – очень актуальна. Ее кроме левых никто не готов отстаивать. Я думаю, что запрос на такую повестку будет расти.
Кстати, все выступления на Болотной площади 10 декабря, где присутствовала социальная проблематика, а не призывы к абстрактной революции, получали очень горячую поддержку слушателей. Более того, если мы обратимся к активно циркулирующим сегодня манифестам этого "восставшего среднего класса", например, тексту Василия Эсманова о комфортном государстве, то увидим, как на самом деле они далеки от праволиберальной программы. "Комфортное государство", о котором там идет речь – это социальное государство, с бесплатным образованием и здравоохранением. И это то государство, которое далеко не является государством Михаила Прохорова. У него другие идеалы.
Полностью читать